Просто Пастырь

Сайт о Вере и Миссии на Филиппинах

Реклама


Конвергенция, лютеранство, старокатолицизм

Главная » Статьи » Конвергенция, лютеранство, старокатолицизм

В ЕЛЦАИ и вне сейчас сложилась сложная ситуация, которая расколола церковь на сторонников и противников Апостольского преемства от старокатоликов. Как человек, близкий к теме, но далекий от самого конфликта, я решил посмотреть на ситуацию со стороны и высказать мнение, которые не зависело бы от чьей-либо стороны конфликта.

Что такое высокая церковь говорить не приходится. Структура ЕЛЦАИ выстроена таким образом, что у нас есть все три ступени священства - дьяконы, пресвитеры (пасторы, священники) и епископы. Этим мы резко отличаемся от сектантских организаций и неопротестантов. И наоборот, сходимся с главными христианскими конфессиями - католиками, православными и англиканами.

Конвергентное движение в церкви - это соединение харизматической, сакраментальной и евангелической традиций; нахождение общего между разными традициями и стремление к воссоединению. И конвергенция резко отличается от экуменизма, где воссоединение пытаются достичь путем уступок. Две конвергентные церкви выделяют сходные важные доктринальные составляющие в каждой из них и соединяются для совместной деятельности. И обе организации понимают, что у них есть различия, а не только сходства, и это не мешает им называться братьями и сестрами во Христе и совместно приступать к Евхаристии.

Мартин Лютер, прибивая к двери храма свои знаменитые Артикулы, не имел мыслей о том, что люди, его поддержавшие, будут называться "лютеранской церковью". Он всего лишь выступил за то, что люди должны больше понимать, во что они верят, а также против того, чтобы индульгенции были средством обогащения церкви. Другие причины присоединились к указанным. Тем не менее, Реформация была осуждена, и этот раскол до сих пор не удалось преодолеть, а наоборот, те события послужили толчком к появлению большего количества общин разной направленности, христианских и прохристианских сект, и даже внутри одного течения, например, лютеранства, нет согласия, а чаще - Общения Алтаря между церквами. Нельзя винить Лютера за это, но Христос точно бы не одобрил настоящую ситуацию. Становиться виновниками еще больших расколов - это еще больший грех, особенно когда раскол возникает на политической или материальной почве.

Первый Ватиканский Собор поставил точку в "западном православии". Из-за введенных новых догматов, были нарушены каноны о том, что догматы изменять нельзя. И старокатолическая церковь - это единственная церковь, а в настоящее время союз церквей - ВСНКЦ - которая откололась от Рима только ради того, чтобы сохранить догматы и доктрину Западной Церкви в том виде, в котором они была изначально. Таким образом, старокатолики являются носителями и хранителями западной ортодоксии, или западного православия. Именно хранителями, а не "предпринимавшими попытки воссоздать".

Лютер, также выступая за правильную трактовку догматов и призывая ко следованию канонов Древней Церкви, также пытался отстоять ортодоксию. Уже даже только в этом лютеранская и старокатолическая церкви схожи. 

Апостольское преемство делает единственно возможным отпускать Таинства. Те лютеране, которые не имеют Преемства, не могут считаться канонической церковью. Конечно, мы знаем, что можно покрестить кого-то и мирянину в случае особой необходимости, и в отсутствие священника символически принять хлеб и вино за плоть и кровь Христовы во время молитвы, хуже от этого, возможно, не будет. Но практикуя это постоянно, нельзя называть себя пастором или священником, или епископом, что хуже, а нужно искать пути, как получать окормление от канонической церкви.

ЕЛЦАИ, сделав шаг к следованию Преемству, стала канонической церковью, единственной лютеранской канонической церковью в РФ, а возможно, и в СНГ, или даже в Европе. И для того, чтобы осуществить это, епископы пошли на конвергенцию, и как следствие - Общение Алтаря со старокатоликами. Патриарх ВСНКЦ даровал митрополию, но ЕЛЦАИ остается полностью автономной. Нужно ли провозглашать сейчас отделение и забыть о том, что старокатолики сделали ЕЛЦАИ канонической церковью, продолжая рукополагать епископов и священников канонически верно? Нет смысла в таком отделении.

Стали ли лютеране старокатоликами после наследования Преемства? Конечно же, нет, в полном смысле. Станет ли ЕЛЦАИ старокатолической церковью в полной мере? Нет, потому что это лютеранская церковь. 

Нужно ли учинять раскол, чтобы доказать свою правоту? Нет, нет и нет!

Братья и сестры, давайте будем больше молиться о том, чтобы церковь оставалась "телом Христовым", которое "врата ада не одолело бы во веки". Давайте вместе молиться за продолжение наследования Апостольского Преемства в его единственно правильном понимании. За неизменность традиций и догматов, за разрешение конфликтов между христианами, за воссоединение Церкви! Помолимся и за вразумление еретиков и раскольников, которые искушают многих и доказывают то, что диавол всегда пытается одолеть Церковь Христову. Помолимся и за то, чтобы люди уверовали и последовали Христу. Чтобы деньги не были настолько важны в церкви, и священство было бы занято не собой и своей известностью, а молитвой и миссионерством, любовью к ближнему и его спасением, добрыми делами и истинной верой!