Просто Пастырь

Сайт о Вере и Миссии на Филиппинах

Реклама


Мои заблуждения

Главная » Статьи » Мои заблуждения

Вот уже 7 лет я посвятил Служению, но, наверное, только сейчас начал свой путь к Истине, которую так долго искал. Я нашел множество ответов на те вопросы, которые оставались в моей голове на протяжении многих лет. И если раньше я сомневался во многих вопросах, в том числе догматических, то сейчас сомнений становится все меньше. Одно я знаю: я заблуждался. И каюсь в своих ошибках.

В начале своего пути, когда я был молодым лютеранским пастором, я не задавался вопросами догматики в полном смысле этого слова. Я думал, что служить Мессу, говорить о Боге и обсуждать с людьми некоторые вопросы, молиться вместе с ними - это все, что требуется. Я не задумывался о том, делаю ли я что-то правильно. Мне казалось, что если делать это во имя Бога, то это уже благодатно и спасительно. Конечно, это так, но не в полной мере. Отслужить литургию для людей мирским чином, по правильному последованию, куда более важно и спасительно, чем преподавать Таинства неверно. 

Лютеранство имеет настолько большие догматические расхождения от общины к общине, что многие группы попросту нельзя назвать лютеранами. Настоящие лютеране - это реформированные католики, которые живут по катехезису Мартина Лютера и не признают власть Папы, у них есть все признаки Истинной Церкви - священство, представленное в 3 ступенях, Апостольское Преемство, история от Апостольских времен до наших дней, с уточнением отделения от Рима во время Реформации, и четкое следование догматам того времени без каких-либо изменений. Разница только в том, что на всех ступенях священства разрешено иметь семью (но жениться до принятия сана), можно служить на родном языке (кстати, и Римская церковь пришла к этому), подчиняться иерархам своей церкви, а не Римскому епископу, и спасаться верой, приносящей свои плоды в виде добрых дел, на ней основанных. К сожалению, 99% лютеранства сейчас - это перемешанные с кальвинистами и другими протестанскими течениями группы. 

Я понял, что практические навыки проведения Мессы без глубоких знаний в теологии не являются правильными. Я продолжил обучение и узнал много нового. Но чем больше я узнавал, тем больше вопросов у меня возникало. Теологическое образование западного образца, отделенное от Рима, не дает всех ответов, а приносит еще больше вопросов. И хоть изначально я был крещен в Православии, я был от него очень далеко в своей Вере и понимании этой Веры. Классическое протестантское образование (именно классическое, консервативное, а не сектантское) пусть и не ставит цель додымывать все самому (в отличие от сектантов), но тем не менее не дает исчерпывающих знаний.

Я пошел еще дальше и стал изучать Римско-католическое богословие. Многие вопросы, хоть я и нашел на них ответы, все еще оставались в моей голове и порождали новые вопросы. Я просто не принимал их на веру, наверное, так как они не согласовывались между собой. 

Первое, что я не понимал, почему все, кроме католиков, не признают Папу Римского. В Учении Рима говорится, что Папа есть преемник святого апостола Петра, и он имеет абсолютную власть в Церкви. Тем не менее, в Библии нет четкого определения того, что Папа Римский должен быть главой всей Церкви, и централизовать ее под своей абсолютной властью. Сами слова "католикус" в латинском и "кафоликос" в греческом имеют разное значение, хоть и произносятся практически одинаково. Римское понимание этого слова состоит в повсеместности - вселенская, не имеющая ограничений, для всех, везде. В греческом, изначальном значении и понимании, "кафоликос" означает Соборную церковь. Именно поэтому церковь должна быть Святой Соборной и Апостольской. А Соборность церкви как раз и означает, что все епископы-первоиерархи своих поместных церквей должны собираться на Соборах и решать проблемы и обсуждать вопросы, как защитить Веру и ее догмы. Из этого как раз и вытекает, что православие сохраняет, а католицизм - изменяет.

Кто-то скажет в защиту католицизма, что Римская церковь двигается в ногу со временем, развивается, чтобы быть ближе к людям. Но можно изменить и упростить Литургию, основываясь на Типиконе, как это сделали православные, и вместо 4 часов служить 2 или даже полтора, следуя тем не менее канонам, а не сказать, что "Святой Дух также отходит и от Сына". Когда-то, в истории Церкви до ее разделения, Папа Римский был блюстителем православия. Но начиная с периода перед разделением ситуация изменилась.

Кто-то также скажет, что это православные отделились от Рима из-за желания Константинополя стать Новым Римом. Исторически, возможно, был такой прецедент. Но Патриарх Константинополя не стал Папой, хотя и претендует на первенство среди других православных первоиерархов. На самом деле, никто не первый, а все равны. 

Кто-то скажет, что в состав латинской церкви входит множество других церквей, и будет прав. Но заблуждения у всех одинаковые, и догмы уже измененные, поэтому этот вопрос просто не требует обсуждения.

Спасутся ли католики, лютеране, баптисты и другие? Этого нам знать не дано. Но у каждой конфессии свой взгляд на этот вопрос. 

Каждое течение, будь то сектантское или православное, католическое или протестантское, скажет, что только оно одно верно и спасительно. Католики более дружелюбны в настоящее время, и более близки к диалогу, чем остальные. Они говорят, что и православные верны, и старокатолики, и лютеране, но не возвращаются в лоно Рима из-за политических соображений. В свое же время, православные, кроме РПЦ МП, также считают католиков своими братьями во Христе, но другой традиции - латинской, которая сложилась исторически и под действием заблуждений Папы. РПЦ МП относится к католикам более настороженно. И всему виной разработанные в последнне столетие противокатолические катехезисы. С одной стороны, это оправданно, с другой - перегибание палки. 

Понятие пути к спасению во всей полноте можно представить только тогда, когда знания о Вере будут достаточны. Почему возник протестантизм? Потому что люди в полной мере не могли понять учение католиков, обычный человек не знал латинский язык в отличие от священников. А Лютер, Кальвин и другие дали простой путь. К сожалению, из-за незнания и недознания, смешивания учения с личным мнением, а также отрицание некоторых догм и традиций, протестантизм эволюционировал совсем не в то, что хотели бы видеть Отцы Реформации. 

Так уж сложилось, что незнание и личное мнение делают вопросы веры, особенно в среде протестантизма, полем для личного творчества. По сути все то, что собиралось, очищалось от ересей и сохранялось для людей многие века, было отвергнуто и отдано на растерзание тех, кто не был силен в этих вопросах, или не хотел быть силен. И сейчас мы видим что? Протестанты, начавшие изучать Закон Божий, Катехезис и многие другие книги, переходят в католицизм и в православие, удивляясь тому, как они могли заблуждаться так долго. 

Началом православной веры, пусть и в среде старокатолицизма, должно быть понимание Веры, догматов, истории, и четкое отделение этого знания от ересей, следование тому, что было признано Отцами Церкви на Соборах, отсутствие внесения изменений в каноны и догмы.

Помолимся, чтобы протестанты, католики и сектанты поняли свою ошибку и вернулись в лоно православия.